09.12.2015

Роботы победят букинг сервисы: итоги 2013 года и прогнозы от фонда LETA Capital

09.12.2015

 

Взято с сайта:

http://startapy.ru/

 Какие идеи в 2013 году предлагали стартаперы, самая популярная бизнес-модель по версии предпринимателей и как чаще всего их зовут: цифры, прогнозы, взгляд фонда LETA Capital.

В конце уходящего 2013 года мы решили проанализировать, как выглядит рынок ищущих инвестиции стартапов через призму входящих заявок, поступающих в наш фонд (сюда не попали проекты из разных рейтингов, конкурсов стартапов и т. п.). Выборка для анализа состоит из более 800 проектов, которые были предварительно рассмотрены как формально подходящие под критерии «инвестора в вакууме», вкладывающего во все стадии и рынки.

 

 

 

Данные могут быть не релевантными общему срезу по рынку в части e-commerce и игровых проектов, которые лежат вне нашего фокуса.

Самые популярные идеи стартапов в 2013 году

Первым делом было интересно посмотреть, в каких направлениях предприниматели запускают свои проекты. В LETA Capital мы используем следующую классификацию (на самом деле чуть шире, но для удобства мы агрегировали часть направлений):

 Advertising/Loyality – рекламные системы и программы потребительской лояльности;
 Analytics/Optimization/Engagement tools – различные платформы и приложения для увеличения эффективности и прозрачности бизнеса;
 Corporate Software – корпоративное программное обеспечение, обычно для автоматизации стандартных бизнес-процессов;
 Crowd-projects – так как в последнее время крауд-проекты набирают популярность, мы выделили их в отдельную категорию;
 E-commerce – интернет-магазины, витрины и т. п.;
 E-Learning – проекты про самые современные способы образования;
 FinTec – финансовые проекты, платежные системы и все, связанное с деньгами;
 Games – игровые проекты;
 Geolocation – отдельно смотрим на геолокационную отрасль;
 Hardware – «железные проекты»;
 Lifestyle – проекты, направленные на стиль жизни, привычки людей;
 Media – новостные ресурсы, кино, музыка и т.д.;
 Search/ Classifides/ Agregators – различные проекты-посредники для поиска,
букинга, агрегирования всего, что только можно представить;

 Social Networks / Messengers – социальные сети и мессенджеры;
 Security – проекты про безопасность;
 Travel – все что связано с путешествиями.
page1image19584 page1image19744 page1image19904 page1image20064 page1image20224

Часть проектов попадает одновременно под несколько категорий, часть – никуда, тогда мы отнесли их в раздел Other IT. В основном это различные нишевые приложения, решающие определенную потребность. Итак, что же мы увидели в 2013 году:

Впечатляет очевидное преимущество (14% от общего числа) запускаемых проектов- посредников, соединяющих производителя товаров и услуг с его потребителями. Бронирование отелей, врачей, столиков в ресторане, парикмахеров, сантехников (нужное подчеркнуть), а также всевозможные агрегаторы и биржи – самая популярная идея среди присланных заявок. Тут же возникают посредники, объединяющие посредников, и так выстраивается длинная цепочка. Объяснить это можно очевидной потребностью клиента («А можно всех посмотреть?»), понятной стартаперу, и простой реализацией большинства проектов, не требующей серьезного R&D, зависящей скорее от качественного маркетинга и бизнес-девелопмента. Как следствие, можно ожидать серьезных ценовых траффиковых войн на данном поприще и выделения 2-3 наиболее фондированых игроков. Поэтому если вы решите запустить очередной сервис по бронированию, хорошо подумайте над двумя вещами: почему ваш продукт все же лучше и как об этом узнают пользователи. Ожидать особого оптимизма со стороны венчурных инвесторов в этой отрасли не стоит.

«Золотая лихорадка» мессенджеров продолжается, видимо, лавры других популярных и успешных историй типа Whatsapp, Viber и Snapchat не дают стартаперам уснуть спокойно. Идеи мессенджеров и социальных сетей содержали в себе 9% заявок. При этом конкурентным преимуществом обычно было нечто «в отличие…», но чем это отличие реально лучше – совсем не очевидно. Часть проектов назвала своей фишкой узкую направленность, к примеру, «Видеочат для галапагосских черепах», другие – наоборот агрегируют в себе все, что только можно, включая фонарик и перочинный нож. На наш взгляд, рынок уже перенасыщен данными решениями и клиенту становится сложно пользоваться более чем 3-5 мессенджерами одновременно. Плюс мы ожидаем активного выхода популярных азиатских мессенджеров на международный рынок, что еще сильнее поднимет уровень конкуренции.

image009

Уверенно держат позицию медиапроекты. Мы прогнозируем еще больший рост в данной сфере, так как традиционные медиаресурсы теряют свою привлекательность для всех, кто работает с общественным мнением, а возможности ИТ в этой области далеки от истощения. Кроме того, должны быть большие сдвиги парадигм в потреблении и монетизации медиа и надеемся, что часть из них возникнет в России, а не только придет с Запада.

Количество предложений рынка e-commerce и рекламно-лояльных проектов составило 8% от общего количества анализируемых заявок. Это коррелирует с бешеными темпами роста объемов e-commerce и рекламного рынков. В данных сегментах удержание лидирующих позиций может в дальнейшем обеспечить возникновение очень успешных бизнесов. Остается только два вопроса, как долго будет продолжаться эта гонка и у кого хватит ресурсов в ней остаться.

Новые изобретения предложили 6% предпринимателей. Столько же было проектов по созданию нового программного обеспечения для крупных игроков и инструментов оптимизации. Мы как раз рассматриваем данные отрасли как наиболее перспективные с позиции долгосрочности. Возможностей для оптимизации человеческой жизни и реального бизнеса превеликое множество. В будущем лидерами станут те, кто сможет наиболее эффективно справляться с операционной деятельностью. Информационные технологии изначально и призваны, чтобы повышать эту эффективность. Но к сожалению, пока в ряде случаев происходит обратное. Робототехнические проекты и системы автопилотирования колесного транспорта в сложной обстановке, интернет вещей и носимая электроника (как железо, так и софт), системы сбора и аналитики больших данных, а также продукты на их основе – это то, что находится сейчас на острие развития и может дать наибольшую прибыль венчурным инвесторам.

Самые эффективные бизнес-модели от стартапов в 2013 году

Кроме того, мы проанализировали бизнес-модели, которые предлагали стартаперы по монетизации как текущие, так и плановые. Классифицируем мы их следующим образом:

 Рекламная: получение вознаграждения за показ рекламы пользователям с различной степенью навязчивости;
 Транзакционная: монетизация основана на комиссионном вознаграждении от денежных транзакций между участниками сделки;
 Производственная: модель основана на создании продукта для единоразовой или периодической продажи его конечным потребителям (устройства, лицензии и т.п.);
 Партнерская: монетизация основана на взимании вознаграждения за определенное действие, определенный результат;
 Информационная: модель основана на продаже уникальной информации, например, исследований или данных собираемых о пользователях;
 Перепродажа: к этой модели в первую очередь относятся интернет-магазины и другие сервисы, работающие по принципу «купи-продай»;
 Подписка: пользователи вносят абонентскую плату за пользование продуктом или сервисом. Периодические платежи взимаются до момента, пока пользователь не отменит подписку.
image010
Транзакционные и рекламные бизнес-модели традиционно остаются классическими способами монетизации сервисов. В большинстве случаев связано с тем, что создаваемые продукты сами по себе не релевантны для конечного потребителя, а лишь имеют добавленную стоимость. Риск использования таких бизнес-моделей заключается в значительном расширении косвенного конкурентного поля, например за бюджеты рекламодателей бьется все больше и больше проектов и как следствие новостной портал может конкурировать с сервисом бронирования билетов на мероприятия. Это стартапам следует учитывать при планировании своей рыночной доли от различных огромных отраслевых рынков.

Нас как инвестора не сильно интересует по какой модели стартап планирует зарабатывать, Нам важны модели, которые он пробует и их эффективность. Если за ваш продукт никто не готов платить – значит вы делаете что-то не нужное.

Топ часто встречающихся имен стартаперов

В конце наше самое «важное» и «серьезное» исследование. Мы решили узнать, как чаще всего зовут предпринимателей, прошерстили все подписи и представляем вам топ-10 самых популярных имен стартаперов. Победили Александры, кстати именно так зовут управляющего партнера фонда LETA Capital.

image011

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных